Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
МКДОУ "ДС №1 Огонек"
Медногорский

Права ребёнка


           

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»

Изменения в экономике нашей страны  повлекли за собой изменения и в обществе.

       Институт семьи и права становится все менее популярен. Растет число неполных семей. Снижается воспитательный потенциал семей. Наблюдается  тенденция к  увеличению  числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Растет число безнадзорных детей, детей улиц, «социальных сирот»- то есть сирот при живых родителях.

       Кроме  того, сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы   физического  воздействия и психологического давления.

       В чем же причины нарушения прав ребенка? Не в отсутствии или недостаточности законов, а в недостаточном использовании правовой базы, правоприменении.

       Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Понимая, что  дети  - самое  дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед   решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? 

В каждом возрастном периоде онтогенеза ребенку необходимо предоставить полный объем материальных и иных благ, которые требуются для жизни и развития.

Проблема охраны детства условно рассматривается в двух направлениях:

  1. Социально – правовое  включает  законодательное  обеспечение  охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
  2. Психолого – педагогическое  предполагает создание  благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека?  По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) эту работу  предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.

На протяжении прошедшего столетия были приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924г. – в рамках лиги Нации принята Женевская декларация прав ребенка.

1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети  имеют особое право на защиту и помощь.

1959г. – Декларация прав ребенка.

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

1990г – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

       В 1990г. в нашей стране в рамках Конвенции прав ребенка ребенок стал рассматриваться  не только как объект, требующий социальной защиты, но и как  субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

       Конвенция прав  ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения  между ребенком и взрослым на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежит  подлинный гуманизм, и бережное отношение  к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

       Реализация прав ребенка включает:

  • защиту ребенка от всех форм жестокого обращения;
  • права на охрану здоровья;
  • защиту его прав на образование;
  • права на игру;
  • права на сохранение своей индивидуальности.

 

Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В «Комментариях к Закону «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и  необоснованная критика. Американский исследователь Н. Полански доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только  тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья,  находится без  внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым.

Конвенция о правах  ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».

Статьи 28-29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное  обеспечить подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Все программы  дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ прав ребенка. В выборе программы  педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями. Защищать права ребенка  призвано инструктивнометодическое письмо Мин. Образования «О  гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» от14.03.2000г.,  в котором четко указывается  нормы реализации программ воспитания и обучения детей в условиях ДОУ.

Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, позволили установить, что для развития личности ребенка – дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (это целенаправленная деятельность, произвольность, воображение) особое место принадлежит игре. Игра позволяет моделировать человеческую деятельность, межличностные отношения и, впоследствии,  полноценно  развивать  личность ребенка.

«Государства – участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности». Взрослые призваны не только  понимать личность ребенка, но и помогать сохранить и развивать этот великий дар природы.

Итак,  обеспечение прав ребенка требует комплексного взаимодействия как представителей ДОУ, так и родителей  воспитанника. Очень важно  четко организовать деятельность всех структурных подразделений. Главной в этой работе не эпизодичность, а система и последовательность. Организатором  всей деятельности  является заведующий дошкольным образовательным учреждением. Именно он  координирует работу, осуществляет контроль за соблюдением прав детей. Педагог  же – это главное действующее лицо всей работы. От его личной позиции, культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении, а во многом и в семье

В целом, первостепенным является необходимость  понимания  проблемы и отношение к данному вопросу как членов педагогического коллектива, так и родителей.